Ностальгия по винтажу

2 февраля 2010
Музмаркет

На форумах многих музыкальных сайтов регулярно появляются объявления о покупке ретро-инструментов. Любители электронных музыкальных инструментов предлагают продать «Yamaha», чтобы взамен купить советский синтезатор «Поливокс». Это вызывает удивление — как советский синтезатор можно сравнивать с чудом техники «Yamaha»? Естественно возникает вопрос: какова причина такого интереса к далеко не совершенным электронным музыкальным инструментам, которые производились на оборонных предприятиях в свободное от разработки радиолокаторов время? Ведь и дизайн у этих музыкальных инструментов оставляет желать лучшего, да и комплектация радиодеталями осуществлялась по остаточному принципу.
Некоторые специалисты высказывают предположение, что такая мода на винтажные музыкальные инструменты вызвана тем, что отечественные аналоговые синтезаторы по сравнению с зарубежными имеют более мощный и «жирный» звук, что объясняется непредсказуемостью советских комплектующих. Однако не все с этим согласны, справедливо отмечая, что это объяснение относится далеко не ко всем электронным музыкальным инструментам, произведенным в Советском Союзе. Звук их существенно отличается в зависимости от того, на каком заводе они были произведены и какая у них элементная база. Так что, встречаются как очень качественные экземпляры, так и модели, не представляющие никакой ценности.

Скорее всего, моду на винтажные инструменты можно объяснить ностальгией. Ведь миллионам тех, кому сейчас за сорок, эти инструменты напоминают их самую счастливую пору — молодость. Они звучали в школах, клубах, институтах, дискотеках, кафе, ресторанах, по радио, на пластинках и магнитофонах. Многие и сами играли на них в разных музыкальных коллективах, делая в музыке свои первые шаги. И сейчас этим людям в чистейшем звучании современных синтезаторов порой не хватает «музыкального шума», характерного для синтезаторов советской эпохи.

В Советском Союзе было разработано и произведено довольно много синтезаторов. Некоторые из них просто копировали зарубежные аналоги, однако большинство инструментов являлись результатом реализации оригинальных идей. Вообще, производство синтезаторов шло по особому пути ещё и потому, что «железный занавес» не позволял получить достоверные сведения о зарубежных разработках. У нас же разработкой инструментов занимались высококлассные инженеры, которые были способны на воплощение самых дерзких технических замыслов.

Одним из лучших отечественных синтезаторов был и остается «Поливокс». На Свердловском предприятии «Вектор» в 1980 году было принято решение включить в план исследовательских работ разработку синтезаторов. Выпуск первого аналогового синтезатора запланировали на 1982 год. Главным конструктором и дизайнером стали супруги Кузьмины — Владимир и Олимпиада. Всего год ушел на разработку и ещё через год синтезатор был запущен в серийное производство.

На радиозаводе «Форманта» — филиале Свердловского завода электроавтоматики — синтезаторы производили по 20−25 тысяч в год и продавали исключительно в СССР. Конструкция синтезатора и электроника совершенствовались постоянно. Сначала синтезатор стоил 600 рублей, что по тому курсу было около 1000 долларов, позднее его цену увеличили до 920 рублей. В 1990 году синтезатор был снят с производства.

Многие музыканты сожалеют о прекращении производства синтезатора. Спрос на «Поливокс» не просто есть — он растет! Даже японцы интересуются этим инструментом. Если бы авторы оригинала взялись за серийное производство усовершенствованной модели, эта затея наверняка окупилась бы.

Очень часто для создания техногенной атмосферы музыканты используют старые советские синтезаторы. Причем используются инструменты не только с «жирным» звуком, но и те, у которых звук довольно немощен. «Поливокс» может выдавать ни с чем не сравнимые звуки. Он идеален для создания синтетического шума, для театральных постановок и фильмов ужасов. «Поливокс» без преуменьшения можно назвать шедевром русских умельцев.