Самый дорогой альт в мире
Самый дорогой альт в мире — «Gustav Mahler» Антонио Страдивари. Это один из десяти дошедших до наших дней альтов великого мастера. Сейчас на нём играет француз Антуан Тамести (Antoine Tamestit). Он выпустил диск, на котором записал «Arpeggione» Шуберта, чтобы продемонстрировать просто божественное звучание инструмента. Дата изготовления альта — 1672 год. То есть, этот инструмент — один из первых, сделанных мастером, которому было тогда 28 лет. Что и делает инструмент таким дорогим. Речь идет приблизительно о 15 млн. евро, хотя на самом деле он бесценен. В отличие от скрипок, альты Страдивари не имеют ни рынка, ни котировок.
Последний публичный аукцион альта Страдивари состоялся в XIX веке, а частных продаж не было с 1960 года. Все десять известных альтов принадлежат фондам или музеям. Фонд «Habisreutinger» швейцарского города
Альт «Gustav Mahler» особенно ценен тем, что три четверти его оригинального лака не тронуты. «Итальянские альты появились около 1670 года, этот может быть вторым или третьим в истории музыки», уточняет Антуан Тамести. Уникальные качества инструментов Страдивари придают этому альту огромную художественную и научную ценность.
Антуана Тамести привлекает в инструменте и то, что в нем есть доля тайны. Имя «Gustav Mahler» инструменту дал Рольф Хабисрейтингер (Rolf Habisreutinger), текстильный промышленник и заядлый коллекционер, который купил инструмент в 1960 году — в год столетия австрийского композитора. Ранее, в
Антуан Тамести получил инструмент в пользование в январе 2008 года. Благодаря поручительству партнера по трио Кристиана Полтера (Christian Poltеra), тоже поддерживаемого Фондом «Habisreutinger», он смог воспользоваться исключительными условиями передачи инструмента. Сам Рольф Хабистрейтингер владел десятью альтами Страдивари. Фонд, в 1995 году ставший его преемником, сохранил шесть. На всех играли молодые музыканты.
Требования к музыкантам минимальны: участие в страховании; один концерт в год для Фонда; ежегодное возвращение инструмента в Швейцарию для экспертизы и регулярный контроль у скрипичного мастера. И, конечно же, масса мер предосторожности. Запрещено играть в оркестре