Валторна – волшебные звуки охотничьего рога
Валторна представляет собой музыкальный инструмент класса духовых. Изготавливается из меди и издает звуки преимущественно в басово-теноровом регистре.
Тембр характеризуется певучестью и теплом, из-за чего исполняемая на этом инструменте мелодия приобретает лирические оттенки с ноткой задумчивости. Одновременно, звуки валторны отражают мужественность и драму средневековья, когда ее предок – охотничий рог – возвещал о начале рыцарского поединка или призывал вступить в бой.
Когда в 1750 году дрезденский музыкант Хампель А.Й. опустил раструб рога и играл, просунув в него руку на то или иное расстояние (добившись таким образом понижения и повышения звуков) – началось превращение охотничьего рога в ту валторну, которую мы знаем сейчас. Приблизительно через 100 лет после этого к инструменту был добавлен вентильный механизм, что позволило валторне выдавать весь звуковой ряд.
Современная валторна представляет собой трехметровую медную трубку, согнутую в спираль. Расположенный в центре вентильный механизм регулирует мощность поступающего воздуха, понижая, таким образом, натуральную высоту звука.
Играя, исполнитель кладет левую руку на клавиши вентильного механизма и через мундштук вдувает воздух. При этом можно издать только некоторые звуки натуральной гаммы. Чтобы сыграть всю гамму, нужно понизить строй валторны, что расширит диапазон доступных для извлечения нот.
В настоящее время валторна настраивается чаще всего на фа, ми или ми-бемоль. Для изменения строя пользуются кронами – согнутыми медными трубками, которые удлиняют инструмент.
Для воспроизведения, скажем, звуков хроматической гаммы, необходимо вложить руку в «устье» инструмента. Извлеченные подобным образов звуки называются закрытыми.
Валторна используется как сольно, так и в составе оркестра.
Моцарт и Гайдн первыми создали концерт для солирующей валторны с оркестром, где инструмент полностью раскрыл свою певучесть и юморной настрой.
Бетховен своей сонатой для валторны и фортепьяно, открыл миру героико-трагическое звучание валторны, которые позже выделял и в симфонических произведения.
Следуя традициям великим классиков, советские композиторы гармонично вписывали валторну в свои музыкальные шедевры. Мировой славой пользуется концерт для валторны с оркестром Р. М. Глиэра. С чарующим многообразием звуков валторны работали такие композиторы, как Шостакович и Прокофьев.
Этот замечательный инструмент радует своим звучанием по сей день, используясь как сольно, так и в составе симфонических и духовых оркестров