Отношения между музыкантами и лейблами: взаимовыгодное сотрудничество или рабский хомут?

15 августа 2012
Музмаркет

Что представляет собой музыкальная карьера? Для одних это нечто запредельное, сказочное, а для других - тяжёлый труд, полный лишений. Казалось бы, какие трудности могут быть у успешных музыкантов с огромной армией поклонников? Деньги текут рекой от проданных альбомов и концертов, можно ни в чём себе не отказывать.

Но на самом деле всё несколько иначе, чем представляет себе подавляющее большинство.

Музыкальная группа или исполнитель заключает контракт с рекорд-лейблом - студией, которая готова заниматься записью альбома и продавать его на рынке. Но данный договор можно сравнить с обручальным кольцом - после подписания начинается время жёстких условий и ограничений.

Многие адвокаты, занимающиеся подобными делами, утверждают, что молодые исполнители в надежде пробиться наверх подписывают контракты, даже не вдаваясь в подробности. В итоге они вынуждены ещё долго тянуть рабский хомут.

Как только исполнитель заключает контракт с лейблом, он получает огромную поддержку и возможность зарабатывать на своём творчестве.

Один из источников дохода - процент от продажи альбомов, так называемое роялти. Как правило, оно не превышает 13-14%. Но обычно исполнитель получает меньше. Лейблы возмещают любые расходы с продажи альбомов, в том числе бесплатные "рекламные" CD или оформление буклетов.

Как говорит гитарист группы FastBall, Майлз Дзуниг, это стандартные условия, на которые приходится соглашаться даже именитым исполнителям. В итоге получается, что даже при удачном стечении обстоятельств и высоких уровнях продаж альбома, с роялти исполнитель вряд ли сможет получить что-то существенное. А ведь надо ещё снимать клипы, покупать музыкальное оборудование и платить помощникам. Поэтому ему приходится постоянно работать в тяжёлом графике и устраивать концерты.