Обучение эстрадному вокалу

21 октября 2012
Музмаркет

Слово «голос» пришло в наш язык из итальянского «воче». Многие ошибочно полагают, что если обладают сильным голосом, то умеют петь, но это не совсем так, потому что искусство пения намного сложнее звукоизвлечения. В певческом искусстве голос является инструментом, с помощью которого рисуются образы, и передается эмоциональное состояние.

В процессе пения участвует осознанное слово и фраза. Этот процесс можно охарактеризовать как технологический, но в художественном облачении. Инженер или конструктор должны обладать багажом знаний, чтобы их работу ценили, то же самое относится и к певцу. Для профессионального исполнения ему необходимо научиться владеть всеми вокальными техниками, процессом формирования голосового аппарата, пройти уроки вокала для того, чтобы полностью контролировать свой голос.

Многие считают, что учиться мастерству вокала и познавать азы вокальной техники нужно только тем, кто поет в академическом (оперном) стиле, а эстрадные певцы–самоучки. Но ведь качественное исполнение таит в себе множество технических приемов. Некоторые из них заимствованы из академического и народного стиля, другие же являются эксклюзивными для эстрады.
Уроки эстрадного вокала отличаются от других певческих стилей в основном задачами и целями певца. Дело в том, что оперные певцы и исполнители народных песен работают в рамках определенного звучания, постановки голосового аппарата, используют свои регистры и резонаторы. Отклоняются от этих канонов только в тех случаях, если от них этого требует исполняемое произведение. Задачей эстрадного артиста является поиск собственного индивидуального звука, характерной манеры исполнения и оригинального сценического образа.

Правильная постановка голоса, внятная дикция, профессиональные уроки эстрадного вокала и фразировка слов являются главными составляющими при исполнении песен. В эстрадном репертуаре встречаются сложные для распева фразы, с многочисленными согласными буквами или длинные по смыслу, они требуют повышенного внимания к артикуляции, быстрой и плавной смене дыхания.
При обучении эстрадному вокалу используется полуприкрытая манера исполнения. Положение речевого аппарата близко к разговорной речи, но мягкое небо должно быть приподнято, как при зевке.

Такое положение позволяет увеличить ротоглоточную полость в объеме, благодаря такому резонатору певцы способны брать диапазон в полторы октавы, если будут использовать и грудной и головной регистры одновременно. При полуприкрытом пении в среднем регистре увеличивается амплитуда певческого голоса, он становится мягким и подвижным, кроме того красотой и эмоциональностью насыщается тембр. Но при переходе на верхний головной регистр, чтобы голос не дребезжал, или как говорят шутливо профессионалы «не поймал барашка», нужно снижать силу звукоизвлечения, чтобы не перенапрягать голосовые связки.
Если верхние и переходные звуки не прикрывать, при переходе от грудного к головному регистру, ноты будут лишены красивого формирования и тембровой окраски, кроме того постоянное игнорирование полуприкрытой манеры может привести к срыву голоса или порче связок. Поскольку прикрытие высоких звуков является своеобразным защитным механизмом всего певческого аппарата.