Искусство фортепиано
Одна из самых известных компаний, занимающихся реставрацией старинных фортепиано, носит емкое, но гордое название Art & Piano. Она специализируется на инструментах марок Erard, Pleyel и Bechstein. Компания также является сертифицированным дилером инструментов Brodmann и Steingraeber.
Ее основатель Петр Фолкерт впервые столкнулся с винтажными фортепиано в бытность свою концертирующим пианистом. Уроженец Польши, Петр в 1987 году переехал в США, основав там в конце 90-х компанию Art & Piano. «Винтажные фортепиано — впечатляющие инструменты, — делится наблюдением Фолкерт, — каждое из них обладает неповторимой аурой».
Фолкерт управляет крошечной фирмой, состоящей из пяти мастеров. Петр не участвует в самом процессе реставрации, зато на отреставрированных фортепиано он играет, ставя финальную точку в работе мастеров и фактически утверждая ее. «Я пианист, — говорит Петр, — поэтому никогда не смотрю на рояль как на деталь интерьера или предмет мебели. Для меня куда важнее — звучание инструмента. В этом вопросе я бескомпромиссен, поэтому на реставрацию одного рояля у нас уходит примерно от шести месяцев до года!»
Фолкерт знает, о чем говорит. Его клиенты, частные коллекционеры, знатоки и ценители искусства, готовы платить немалые деньги (от $10 000 до $750 000) за возвращении к жизни произведения искусства — старинного фортепиано. Здесь также есть услуга установки самоиграющего механизма, но Петр не любит эти трюки. Только если клиент сильно захочет, здесь могут пойти на уступку.
Пожалуй, наиболее выдающееся историческое фортепиано из собрания Фолкерта — Erard 1838 года, которое находится сейчас в музее Фредерика Шопена в Варшаве. В этом музее уже имеется солидная коллекция исторических инструментов, но такое фортепиано попало к ним впервые. Для музея это приобретение — настоящая гордость, ведь именно на таком рояле играл сам Шопен! Легчайшие клавиши из слоновой кости покрыты желтоватой патиной, указывающей на то, что инструменту уже почти два столетия; ее реставраторы, с целью сохранить аутентичность рояля, убирать не стали. Для того чтобы зазвучать, этот рояль требует легчайших прикосновений. По словам Фолкерта, вмешиваться в механику рояля, созданного до 1850 года для мастера крайне опасно в силу возможности грубой перестройки тона и звучания всего инструмента; здесь лучше обойтись лишь косметическим вмешательством. «В нашем деле, как ни в каком другом, справедлива пословица: семь раз отмерь, один отрежь», — улыбается Петр.
Другое уникальное фортепиано Steinway 1907 года выпуска, выполненное в стиле Людовика XVI (рококо) и реставрированное компанией Art & Piano, приобрел Уильям Гуггенхайм с тем, чтобы подарить его своей жене Эмме ко Дню святого Валентина. Крышка и окантовка рояля стоимостью $750 000 содержит художественную роспись-аллегорию маслом. Акустические данные рояля находятся в прекрасном состоянии, на нем можно было играть даже до реставрации. Так что больше всего времени у мастеров заняло обновление красочного живописного слоя. «По творческому напряжению эта работа была сравнима с реставрацией Сикстинской Капеллы в Риме», — шутит Фолкерт. Слой за слоем мастера убирали наслоения пыли, грязи и копоти с тем, чтобы живопись ожила и заиграла рука об руку с музыкой.