Опера «Евгений Онегин» – удачный опыт модернизации в Большом

2 февраля 2013
Музмаркет

Премьера оперы «Евгений Онегин» в Большом театре вызвала множество пересудов. Режиссер-постановщик Дмитрий Черняков уже создал традицию так переделывать, вернее, интерпретировать классические музыкальные произведения, что у верных поклонников творений Чайковского наступает определенный культурный шок. За шесть, прошедших после премьеры лет зрители, которые хотели купить билеты в Большой, уже купили и оперу в новаторской постановке посмотрели не один раз.

Сейчас страсти улеглись, а зрители уже могут составить собственное мнение, не подталкиваемое ничьими подсказками со стороны.

Такого рода интерпретации очень популярны в Европе. И «Евгений Онегин» в эпатажной и шокирующей новизной постановке вполне адекватно и с успехом был принят в гастрольных поездках по Франции, Испании, Англии, Китае.

Версия Дмитрия Чернякова отличается от авангардных и скандальных постановок полным отсутствием эпатажа. Эксперимент был затеян не ради эксперимента, а в поисках новых форм и систем.

Режиссер переносит пушкинских героев в пространство без времени, потому что тема-то вечная. Декорации вторичны, но в них нет анахронизмов. Пятидесятые годы узнаются безошибочно.

Советовать идти на этот спектакль можно всем, потому что история, рассказанная со сцены Большого театра, звучит убедительно, ярко, эмоционально. Кстати, именно эту оперу, именно в этой постановке нужно показывать людям, которые считают, что ничего не понимают в опере. После «Евгения Онегина» не любить оперу такие люди уже не смогут.

В спектакле есть сцены особенной остроты и драматизма. Причем так сразу и не скажешь, что важнее: музыка, игра и голос актеров или световые эффекты. Все детали сценического действия оперы объединяются, создавая своеобразный кумулятивный эффект воздействия на зрителя.

Татьяна пишет письмо Онегину, сначала проговаривая его, потом степень внутреннего психологического напряжения вырывается вовне. Она мечется, роняет стулья, вскакивает на стол. Люстра не выдерживает накала страсти и, ослепительно вспыхивая, перегорает. От порыва ветра, а, может, от порыва чувств, распахивается окно, и в комнату врывается утренний свет. Если к этому краткому описанию добавить страстные порывы музыки, то где-то процентов пять от общего эмоционального воздействия оперы вы можете получить.

Только купив билет на оперу «Евгений Онегин», зритель имеет возможность полностью ощутить атмосферу зала, воздействие живой музыки оркестра, чарующих голосов вокалистов, игру света и эмоции актеров. Поэтому обязательно идите в оперу и слушайте, смотрите, получая небывалое по силе наслаждение.