Импрессионизм – новизна и выразительность в консерватизме
Импрессионизм – одно из музыкальных направлений в творчестве французских композиторов 80-90х годов XIX века. Идея импрессионизма возникла у художников еще в конце XIX – начале ХХ веков, когда они стали применять необычную технику нанесения мазков, неразборчивых вблизи и красочных, живописных на расстоянии. Они решили создавать картины, образы которых непосредственно связаны с изяществом природы и привлекательностью открытого ландшафта.
Эту идею подхватили в 80-90-е годы некоторые французские композиторы, среди которых наиболее яркими представителями импрессионизма признаны М.Равель и К. Дебюсси. В своих произведениях они передавали любовь к природе, жизни и всем ее позитивным моментам. Инструменты с максимальной точностью воссоздавали в них натуральные звуки, издающиеся морским прибоем, птицами, шелестом листвы и т.п.
Принцип идеи импрессионизма основывается на усложнении аккордовых звучаний, примитивности ладового мышления, усилении отдельных звуков, обращении к музыкальному фольклору восточных народов, испанских инструменталистов, прообразу негритянского джазового исполнения.
Известные работы Дебюсси: цикл «Ноктюрн», эскизы цикла «Море», цикл «Иберия», миниатюры для фортепиано «Лунный свет», «Остров счастья», «Сады в дожде» и др.
Известные работы Равеля: «Игра моря», «Грустные птицы», «Одинокий парус в океане», «Испанская рапсодия», импровизация к балетам «Дафнис и Хлоя», «Матушка гусыня».
В последние годы жизни при создании новых произведений он больше использовал ритмические обороты с джазовым подтекстом, которые нашли применение в его сонате для скрипки и фортепиано и двух концертах для фортепиано, исполненных в современном звучании.
Последователями музыкальной идеи французского импрессионизма стали композиторы из разных стран, в том числе и России – Н. Черепнин, В. Ребиков и С. Василенко.