Эта вещь, кажется, давно забытая и вышедшая из употребления, в век высоких технологий, как выясняется, пользуется огромным успехом не только у студентов, туристов и малоимущих, но и у музыкантов. Речь идет о стиральной доске.
Первым музыкантом, которому пришло в голову использовать стиральную доску в качестве музыкального инструмента, был Клифтон Шенье из Нового Орлеана, который начал свою карьеру в 1940-х годах, играя в стиле зайдеко. Вскоре после этого его знакомые стали производить стиральные доски специально для музыкантов — без утяжеляющей деревянной рамы. Такую доску, названную тёрка, музыканты часто вешали на шею на уровне груди. Играли на доске любыми металлическими предметами — от ложки до наперстка.
Во времена расцвета блюза исполнители на стиральной доске встречались часто. Одним из известнейших блюзменов середины прошлого века, игравших на этом необычном инструменте, был Уошборд Сэм (Wahsboard Sam). Такой инструмент не слишком характерен для блюза, но чтобы делать музыку, нет нужды в сложном оборудовании: теоретически подойдет любой предмет, который создает шум. Ведь музыкальное искусство как раз и заключается в способности организовать шум в соответствии с определенными правилами.
Уже к середине 1950-х годов стиральную доску в качестве музыкального инструмента стали использовать и в Европе. В любопытном документе Министерства культуры ГДР за 1957 год стиральная доска упоминается в связи с подготовкой немецких музыкальных коллективов к участию в Фестивале молодежи и студентов в Москве. В нем речь идет о том, что хотя использование стиральной доски в качестве музыкального инструмента является признаком дурного вкуса и стремления к дешевым эффектам, однако государственного вмешательства не требует.
Стиральная доска до сих пор успешно эксплуатируется. И сейчас есть люди, не только играющие на этом инструменте, но и занимающиеся её производством. Например, компания «Columbus Washboard» выпускает стиральные доски, стоимость которых в среднем 10−20 долларов.
А фирма «Saint Blues Guitar Workshop» в сотрудничестве с Коди Дикинсоном из группы «North Mississippi Allstars» выпустила электрическую стиральную доску «Woogie Board». Этот диковинный инструмент усилен пьезо-звукоснимателем с трехпозиционным переключателем и контролем громкости. Такое оснащение дает простор для интересных звуковых эффектов. Вот что говорит об этом Коди Дикинсон: «Когда я подключил стиральную доску к wah-wah-педали и понял, что это похоже на Джимми Хендрикса, мне просто сорвало крышу. Это психоделика!»
Курьезный случай произошел осенью прошлого года в Санкт-Петербурге. Прямо на концерте группы «Ива Нова» одна из зрительниц буквально со сцены «увела» стиральную доску. Причем некоторые видели, как девушка выносила музыкальный инструмент, но её уверенный вид не вызвал подозрений. За семь лет существования группы никогда ничего подобного не случалось. Поскольку инструмент использовался почти во всех композициях коллектива, его потеря оказалась очень болезненной, так как найти аналогичную доску сегодня не так просто. Для чего девушке понадобилась доска остается загадкой. Но зато популярность этого нестандартного музыкального инструмента очевидна.