Музыкальное образование в России: основные этапы становления
До 18 века в России существовало две своеобразных музыкальных школы – народное творчество и православное пение. Светское направление зародилось на закате 18-го столетия.
Первые музыкальные пособия начали появляться в 30-е годы XIX века. До этого момента в музыке всё обучение сводилось к итальянской системе, где основное место отводилось виртуозности. Первым композитором, который проявил уникальный подход к вокалу, стал Глинка. В начале 19-го столетия начинает зарождаться и фортепианная педагогика.
В каждой дворянской семье женщины учились игре на каком-либо музыкальном инструменте. Не отставали от них и мужчины. Благодаря этому внедрение в колледжах и школах музыкальных классов прошло, как по маслу. «Клавикордные классы» пользовались большим успехом в Московском и Питерском университетах.
Заслуги братьев Рубинштейнов
Когда говорят о музыкальной истории России, всегда упоминают братьев Рубинштейнов. Они были знаменитыми общественными деятелями, один из братьев в 1859 году способствовал созданию Русского музыкального сообщества. В 1860 в Петербурге начинают открываться музыкальные классы для всех желающих, целью которых было профессиональное музыкальное образование. Обучение было бесплатным, но преподавательский состав отличался набором настоящих талантов.
Благодаря такому костяку в 1862 году дело дошло до открытия первой консерватории. Первые занятия были по теории композиции и музыке, практические уроки по вокалу и игре на оркестровых музыкальных инструментах. Николай Рубинштейн, второй брат, в Москве способствовал открытию отделения РМО и музыкальных классов. Они стали фундаментом для Московской консерватории, открытой в 1866 году. Чайковский стал одним из профессоров этого заведения. Программа состояла из 9 лет обучения – 5 лет младшего и 4 года высшего образования.